Советский Союз и Республика Куба, а также другие страны социалистического содружества с 60-х годов ХХ в. оказывали национально-освободительному движению Анголы помощь и поддержку в его справедливой борьбе против португальского колониализма. Хотя распространение влияния Советского Союза в Африке, в частности в Анголе, с самого начала носило, безусловно, идеологический характер, оно ОБЪЕКТИВНО СПОСОБСТВОВАЛО национальному освобождению, а затем и защите суверенитета и территориальной целостности независимой Анголы и других освободившихся африканских государств.
С другой стороны, лидеры многих африканских стран считали идеи, лежавшие в основе социалистической идеологии привлекательными для себя и полезными для своих народов. Именно поэтому известный российский востоковед А. М. Хазанов и африканский историк Эль-Сауи Ахмед Гамаа Хамди не без оснований, считают, что «распространению советского влияния в Африке содействовали не только антизападные настроения широких масс населения, но и радикальные, часто марксистские симпатии новых правящих элит. Советская модель развития была весьма притягательной для многих африканцев, имевших различные политические убеждения, поскольку они разделяли мнение, что именно благодаря марксизму-ленинизму отсталая Россия превратилась во вторую величайшую индустриальную державу мира»[1].
В Анголе национально-освободительное движение в 60-70 годах ХХ в. представляли три основные организации: МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы) во главе Агоштиньо Нето, ФНЛА (Фронт национального освобождения Анголы) во главе с Холденом Роберто и УНИТА (Национальный Союза за полное освобождение Анголы), который возглавлял Жонас Савимби. Из этих трех движений с точки зрения декларируемых политических целей и конечных задач советское руководство наиболее устраивало МПЛА (позже преобразованное в партию МПЛА-Партия труда).
Президент Анголы А. Нето благодарит советских советников за интернациональную помощь. Луанда. 1976 г. (Фото из архива Союза ветеранов Анголы).
Почему выбор советского руководства пал именно на МПЛА? Почему именно ему оказывалась всесторонняя помощь?
Поддержка СССР МПЛА обуславливалась, безусловно, заявлениями лидеров этого движения о социалистическом выборе дальнейшего пути развития и конкретных шагах в этом направлении. Принимая в Луанде в конце апреля 1975 г. делегацию СКССАА[2] в главе с председателем Комитета молодежных организаций СССР Г. И. Янаевым, А. Нето прямо изложил позицию МПЛА: «Нас все здесь называют «красными», и хотя наша организация является движением, состоящим из различных социальных сил, мы находимся на одной стороне баррикад с социалистическими странами»[3].
О близости взглядов руководства МПЛА с позицией КПСС свидетельствует и выступление А. Нето, который вместе с делегацией движения был в числе гостей приглашен в 1971 г. на XXIV съезд КПСС. С трибуны съезда А. Нето заявил: «За десять лет революционной борьбы наше движение, наш народ, бойцы, представляющие собой передовой отряд антиколониальной борьбы Анголы, познали дружбу и поддержку советского народа. Мы считаем Коммунистическую партию Советского Союза одной из важнейших сил, на которую мы опираемся в развитии нашей освободительной борьбы»[4].
Однако в основе поддержки СССР движения МПЛА в Анголе лежали не только заявления его руководства о социалистическом выборе. Руководители МПЛА (а после завоевания независимости и сформированное МПЛА правительство Анголы) искренне и последовательно поддерживали национально-освободительные движения в соседних с Анголой странах. В Намибии – Народную организацию освобождения Северо-Западной Африки (СВАПО), в Южной Родезии — Африканский национальный Союз Зимбабве (ЗАНУ) и Союз африканского народа Зимбабве (ЗАПУ), которые боролись за национальное освобождение своих стран, а в ЮАР — Африканский Национальный Конгресс (АНК), выступавший против государственной политики апартеида в стране.
Эта принципиальная позиция правительства независимой Анголы приветствовалась и всемерно поддерживалась СССР. И, несмотря на то, что такая позиция неоднократно использовалась как предлог для вооруженных вторжений армии ЮАР на территорию Анголы, периодических бомбардировок авиацией ЮАР и Южной Родезии лагерей беженцев и партизан СВАПО и ЗАПУ в Анголе, руководство МПЛА не свернуло с этого пути и не отказалось от идей интернационализма.
Вместе с тем, в руководстве СССР, отвечавшем за развитие национально-освободительного движения[5], в период до провозглашения страной независимости отнюдь не исключали возможности взаимодействия и с другими националистическими организациями Анголы: УНИТА и ФНЛА, как крупными движениями, выступающими за независимость страны от португальцев, и предпринимал ряд действий в этом направлении[6]. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что лидер УНИТА Жонас Савимби в апреле 1964 года был приглашен в Москву и беседовал с рядом руководителей Советского комитета солидарности с народами Азии и Африки (СКССАА). Во время этих бесед «Савимби просил о приеме в СССР на учебу своих политических и военных представителей»[7].
Что касается лидера ФНЛА Холдена Роберто, то в записке начальника Генерального штаба генерала армии В. Г. Куликова от 21 декабря 1973 г., адресованной в ЦК КПСС, прямо говорится о «целесообразности установления нами (т.е. СССР. – С.К.) контактов с организацией ФНЛА Холдена Роберто»[8]. Бывший первый секретарь советского посольства в Браззавиле Б. Путилин[9] (одновременно резидент ГРУ ГШ ВС СССР Республике Конго в середине 79-х годов ХХ в.) свидетельствовал, что «Центр долгое время настойчиво ставил перед посольством и резидентурой ГРУ в Браззавиле задачу организовать работу не только с лидерами МПЛА, но представителями УНИТА и ФНЛА. Однако это было трудно сделать, т. к. Х. Роберто по большей части находился в Заире, а Ж. Савимби в глубине территории Анголы»[10].
Агоштиньо Нето в сопровождении советских военных советников направляется для осмотра учебных классов военного училища в Уамбо. 1976 г. (Фото из архива Союза ветеранов Анголы).
Однако историческая правда состоит в том, что из трех основных национально-освободительных движений Анголы МПЛА выделялось не только своими декларациями «о социалистическом пути» и приверженностью к идеям интернационализма. Оно, имея своей целью строительство общества, свободного от эксплуатации человека человеком, объективно и наиболее последовательно отстаивало интересы абсолютного большинства населения, целостность страны и идеи национального примирения. Это не осталось незамеченным в СССР.
Об общенациональном и прогрессивном характере МПЛА свидетельствовали и его публичные лозунги: «От Кабинды до Кунене – один народ, одна нация!»[11], «МПЛА – это народ, а народ – это МПЛА!», «Да здравствует МПЛА, да здравствует социализм!». Это, безусловно, привлекало политическое руководство СССР.
На этом фоне лозунги оппонентов МПЛА: движений УНИТА и ФНЛА выделялись своей нетерпимостью к политическим противникам и отрицанием некапиталистического пути развития. Вот, например, один из публичных призывов лидера УНИТА Ж. Савимби накануне независимости: «Анголе не по пути с марксизмом! У нас свой, собственный путь! Нам не нужен марксизм!»[12]. Некоторые публичные лозунги и УНИТА и ФНЛА напрямую апеллировали к национальной исключительности и даже божественности их лидеров, например, у УНИТА — «Савимби – Бог черных!», а у ФНЛА — «Бог на небе, Холден – на земле!».
Нельзя не принять во внимание и тот факт, что националистические организации в Анголе строились преимущественно на трайбалистской основе, и это являлось одним из истоков их противостояния. Например, в УНИТА состояли в основном выходцы из народности овимбунду (до 40% населения Анголы). А в ФНЛА входили только представители племени баконго (около 13% населения страны). Причем, исследователь истории португальских колоний д.и.н. А. Хазанов считает, что «социальная база ФНЛА была очень узка… большую часть его членов составляли крестьяне-баконго, эмигрировавшие в свое время из Анголы и жившие в Заире…». Более того, он пишет: «ФНЛА представлял не всех баконго, а лишь население, проживавшее в районах Сан-Салвадора (ныне Мбанза-Конго. — С.К.) и Макела-ду-Зомбо в пограничной полосе протяженностью примерно 200 км и шириной 60 км»[13].
У МПЛА же в отличие от УНИТА и ФНЛА, трайбализм был значительно менее выражен. И хотя движение базировалось на народности амбунду, среди его активистов было немало представителей других народной Анголы, мулатов и белокожих ангольцев[14].
Лидеры ФНЛА и УНИТА, основываясь на своих крайних трайбалистских взглядах, культивировали у своих сторонников ненависть к другим племенам Анголы, белокожим, и мулатам, открыто исповедовали самый настоящий «черный расизм». Один из основных лозунгов ФНЛА был, например, таким: «Убивайте всех белых, всех мулатов, всех, кто умеет читать, всех людей МПЛА». В одном из программных документов ФНЛА от 15 марта 1970 г. написано: «Мулаты — это продукты сожительства белого мужчины, представляющего фашизм, колониализм и империализм, и туземной женщины». А лидер УНИТА Ж. Савимби категорически отвергал возможность сотрудничества с белыми португальцами[15], а в его программных документах можно найти такую фразу: «УНИТА осуществляет самую беспощадную революцию против португальского колониального марионеточного режима и его глупых мулатов…»[16].
С другой стороны, МПЛА, хоть и имевшее в качестве социальной основы народность амбунду (кимбунду), широко принимало в свои ряды представителей других ангольских народностей, а также белокожих и мулатов, что серьезно расширяло его социальную базу и возможности продвижения своих идей и взглядов. МПЛА, в отличие от УНИТА и ФНЛА, стремилось на деле стать выразителем чаяний и желаний всех народностей Анголы, что вызывало неприязнь и даже ненависть со стороны Ж. Савимби и Х. Роберто.
Известно, что в ходе антиколониальной войны 60-70 гг. ХХ века ненависть сторонников ФНЛА к активистам МПЛА неоднократно выливалась в вооруженные акции против движения, возглавляемого А. Нето. Как считает А. Хазанов, «МПЛА… справедливо обвиняло ФНЛА в уничтожении его отрядов, действовавших на севере Анголы. Сам Роберто заявлял, что силам МПЛА не будет позволено действовать в этих районах, и отвергал предложения МПЛА об объединении»[17].
Высокопоставленный офицер южноафриканских вооруженных сил Я. Брейтенбах, который в 1975 году занимался формированием боевых отрядов ФНЛА и УНИТА для «похода» на Луанду для свержения МПЛА, прямо пишет, что «совершенно определенно, между двумя движениями не было ни капли симпатии, хотя у обоих среди общих врагов числилось МПЛА»[18].
Тем не менее, МПЛА, даже в таких условиях, допускало компромисс и сотрудничество с УНИТА и ФНЛА. Беседуя в Луанде в конце апреля 1975 г. с делегацией СКССАА в главе с председателем Комитета молодежных организаций СССР Г. И. Янаевым, А. Нето, в частности заявил о готовности руководства МПЛА сотрудничать с другими националистическими ангольскими организациями и активно участвовать в работе коалиционного правительства и подготовке выборов[19].
Он подчеркнул, что МПЛА неоднократно предпринимало шаги по расширению контактов с УНИТА, но, в то время как ФНЛА усиливал вооруженные провокации против МПЛА[20]. И только поэтому, по мнению А. Нето, «у МПЛА в подобной ситуации не остается другого выхода, как вооруженное выступление», учитывая «большую популярность МПЛА и озлобление населения против ФНЛА, а также УНИТА, играющего на руку реакции». Вместе с тем, известно, руководство МПЛА относилось к УНИТА более терпимо, чем к ФНЛА и в принципе допускало его участие в процессе передачи власти. Так, посещавшие Москву в тот период представители А. Нето, в ходе встреч с советскими представителями выражали мнение, что «будет нелегко провозгласить независимость Анголы без участия УНИТА»[21].
Но лидер УНИТА Ж. Савимби по своему характеру был авторитарен, имел явные дикторские замашки и не был склонен к компромиссу не только с политическими оппонентами из МПЛА, но с однопартийцами: он жестоко расправлялся даже со своими бывшими соратниками, выразившими простое устное несогласие со своим лидером. Российский специалист по истории Анголы к. и. н. А. Токарев пишет: «Несогласных с ним он не терпел, решительно расправлялся с неугодными, даже если это были его друзья и соратники. Исчезли один из лидеров УНИТА Ж. Сангумба и начальник военной разведки Чиндонда, был подвергнут пыткам бригадный генерал Х. Чивале. Незавидная участь постигла такую заметную фигуру в УНИТА, как Вакулукуте: при попытке порвать с Национальным союзом он был похищен (при участии южноафриканских спецслужб), доставлен в штаб-квартиру УНИТА, подвергнут пыткам и расстрелян. Расправы над своими политическими противниками Ж. Савимби учинял и позднее»[22].
Редкий снимок. Агоштиньо Нето, Холден Роберто и Жонаш Савимби вместе. 1975 г. (Фото из архива Союза ветеранов Анголы).
Предпринимало МПЛА и усилия по налаживанию сотрудничества и с ФНЛА. Так, например, в декабре 1972 г. при посредничестве Организации африканского единства МПЛА подписало соглашение с Холденом Роберто об объединении МПЛА и ФНЛА, «имея при этом в виду разложить постепенно ФНЛА и использовать территорию Заира для развертывания борьбы на север Анголы»[23]. Однако это соглашение осталось практически только на бумаге.
После провозглашения МПЛА независимости страны 11 ноября 1975 г. ФНЛА И УНИТА окончательно проявили свою недоговороспособность и вступили в альянс, противостоявший МПЛА. Находившийся в тот период в Луанде корреспондент польского информационного агентства ПАП в Анголе Р. Капусцинский свидетельствует, что видел плакат, на котором Ж. Савимби и Х. Роберто обнимаются, а надпись на нем гласила: «Два вождя – одно солнце свободы!»[24]. Однако после поражения в Битве при Кифангондо[25] (ноябрь 1975 г.) организация Х. Роберто постепенно начала утрачивать свое влияние в северных районах страны и к середине 80-х годов ХХ в. в основном прекратила активную вооруженную антиправительственную деятельность. В конце 1984 г., поняв бесперспективность сопротивления, ангольским властям сдались более 1500 вооруженных боевиков ФНЛА[26].
А вот УНИТА после поражения вторгшихся на территорию Анголы войск Заира и ЮАР и вывода южноафриканских подразделений из страны в марте 1976 г. превратилась в главное орудие неоколониализма в борьбе с молодым независимым государством. Организация Ж. Савимби, пользуясь широкой поддержкой США, ЮАР других стран Запада развернула в южных и центральных районах страны вооруженное сопротивление новым властям Анголы, там самым показав, что выбор СССР в пользу поддержки именно МПЛА был правильным и абсолютно оправданным.
Сергей Коломнин
Вице-президент российского Союза ветеранов Анголы
[1]А. Хазанов. Экспансия Португалии в Африке и борьба африканских народов за независимость. XVI-XVIII вв. Наука. 1976.
[2] СКССАА — Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, советская общественная организация, которая была создана с целью содействия дружбы между народами Союза ССР с одной стороны и Азии и Африки с другой, а также с целью координации движения афро-азиатской солидарности в Советском Союзе.
[3] Отчет делегации СКССАА о пребывании в Анголе. ГА РФ, ф. 9540, oп. 1, д. 704, л. 6.
[4] Газета ЦК КПСС «Правда», 8 апреля 1971 г. Выступления иностранных гостей на съезде КПСС.
[5] Речь идет, прежде всего, о международном отделе ЦК КПСС
[6] В то время о реальных политических взглядах Ж. Савимби и Х. Роберто в СССР знали еще недостаточно.
[7] Личный архив работника Международного отдела ЦК КПСС Э. Капского, переданного его вдовой в Институт Африки РАН. Подробно см.: В. Шубин. Горячая «холодная война». М., ЯСК, 2013. С.35.
[8] Документы Российского государственного архива новейшей истории (фонд 89, опись 46, дело 104, с.1-6).
[9]Помощь национально-освободительным движениям в странах третьего мира в СССР курировало Главное разведывательное управление Генерального штаба.
[10] С. Коломнин. Русский след под Кифангондо. Неизвестные страницы истории Черной Африки. М., Этника, 2014. С. 25.
[11] Кабинда географически самая северная, а Кунене – самая южная провинции страны
[12] Токарев А. ФНЛА в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе. Москва, 2006, Институт Африки РАН.
[13] А. Хазанов. Португальская колониальная империя. 1415-1974. Вече. 2014
[14] Нередко в литературе белокожих ангольцев неверно называют «португальцами». Эти люди, рожденные в Анголе, часто во втором и третьем поколении, считают себя ангольцами. Многие из них никогда не бывали в Португалии и считают ее чужой страной.
[15]Это, тем не менее, не помешало Савимби вступить в союзнические отношения с белокожими южноафриканцами и получать от них помощь, в том числе и белыми инструкторами в партизанской войне против МПЛА в период 1975-1988 гг.
[16] А. Хазанов. Португальская колониальная империя.1415-1974. Вече. 2014
[17] Там же.
[18] Ян Брейтенбах. Z&Солдаты Буффало. История южноафриканского 32-го батальона.1975-1993 гг. Galago Publishing, 1999.
[19] Отчет делегации СКССАА о пребывании в Анголе. ГА РФ, ф. 9540, oп. 1, д. 704, л. 6.
[20] Шубин В.Г. Горячая «холодная война». М., ЯСК, 2013. С.43.
[21] Шубин В.Г. Там же. С.48.
[22] Токарев А. «Черный петух» Анголы. Азия и Африка сегодня. №5, 2002.
[23] Токарев А. Там же.
[24] Токарев А. ФНЛА в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе. Москва, 2006, Институт Африки РАН.
[25] Подробно см.: С. Коломнин. Русский след под Кифангондо. М., Этника, 2014.
[26] Jornal de Angola, 18.11.1984.
Уважаемые ветераны Анголы! Здесь вы можете оставить комментарий к данной статье.