ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА — ОБЫЧАИ АНГОЛЫ

Очередная поездка по стране. В глуши саванны звуки музыки и песен вывели нас на поселение. Сопровождающие нас ангольцы договорились с племенем и нам разрешили присутствовать на торжественной заключительной части праздника , но с условием одаривания чествуемой девочки. Пострадал мой уже скудный гардероб — пришлось подарить любимый платок из «Березки». Вошли за плетеную ограду, в центре утоптанной площадки сидела нарядная девочка, лет десяти-одиннадцати. Меня смутил неестественный темно-оливковый цвет ее кожи. Вокруг нее плясали одурманенные пивом женщины, пытающиеся привлечь девочку к танцам. 
Никак не могла добиться внятного ответа на вопрос о происходящем. Только на обратном пути, один из наших стажеров сжалился и рассказал подробно, что по достижению половой зрелости девочкой в один из дней, назначенных местным Мгангой (знахарем-шаманом племени) делают операцию — обрезание, сопровождая вначале до операции этот праздник длительными танцами до изнеможения и питием пальмового пива ( скорее всего для своеобразной анестезии). После операции по обычаю девочку задаривают подарками для ее последующей взрослой жизни. Знахарь залечивает рану местными снадобьями. Если девочка выздоравливает, ее запродают за выкуп (предварительный выкуп — две коровы или четыре козы) на два года до рождения первого ребенка в соседнее племя жениху, предварительно определив обязательно родственные связи последнего, чтобы избежать кровосмешения. После рождения ребенка отдается вторая часть выкупа — еще две коровы, и играется торжественная свадьба с обязательными подарками родственникам невесты. Дети ,прижитые вне брака, считаются частью приданного, дополнительной бесплатной рабочей силой в племени. Приветствуется наличие большего количества детей. 
Если девушка в течение двух лет не рождает первенца, ее могут вернуть в родное племя, при этом выкуп возвращается за минусом, какой- то части — одна корова или две козы остаются в племени, отказавшемся от бесплодной невесты как компенсация за материальные затраты племени по содержанию девочки в деревне племени жениха. 
Празднование возмужания или перехода бывших мальчиков в ранг «мужчины» — мы наблюдали в городе Минонгу, на Юго — Востоке страны, куда мы прилетели на нашем самолете для проведения аэрофотосъемки. Город — компактный, чистенький, немногочисленное население редко уходило за прифронтовую полосу, определенную военными действиями. Работы наши на один день были приостановлены до решения командования . В эти дни нам посчастливилось принять участие в празднике возмужания юношей. 
Усыпанная цветами и листвой улица. По городу тянулась многолюдная процессия с группой юношей из двадцати человек ,открывающих шествие. 
Позади юношей шли их танцующие шумные матери, разряженные по последней африканской моде, принявшие в этот день не одну кружку пальмового пива или еще какого-либо веселительного напитка для пущей радости, которую они по многовековой традиции должны выражать всем своим внешним видом. Толпа ликовала, гремели барабаны, юноши исполнили ритуальный танец. Все двадцать человек влились в шеренгу молодых людей в национальной одежде и боевой раскраске. И уже вместе с мужчинами молодые люди исполняли танец совершеннолетия. Юноши перешли в ранг «Воинов», с этого момента они могли вести полноценную взрослую жизнь, но в течение еще десяти лет они не имели право жениться. Хотя близкие отношения с девушками и женщинами племени не возбранялись. Дети ,рожденные от подобных связей ,принадлежат семье женщины. 
До этого дня юноши провели в саванне месяц с наставниками, обучавшими их взрослой жизни после совершения операции обрезания. Лишь достойные юноши, не испугавшиеся боли , с честью прошедшие этот экзамен, были допущены к последующему обучении. Мужчина, прошедший обряд, получал соответствующую татуировку -рисунок на груди, сообщавшую всем посвященным о его экзамене и получении нового социального статуса. 
Юноша, испугавшийся испытания или не прошедший его, остается на низшей ступени общества до следующего экзамена, который обычно устраивается с периодичностью один раз в семь лет. Такой молодой человек становится «второгодником» и презираемым членом племени. Поэтому ,свой экзамен на «мужественность» молодые люди, в основном, сдают все, несмотря на боль, потерю сознания, что приветствуется на церемонии, как знак духов об особом отличие юноши. 
Новый социальный статус каждого из сдавших этот серьезнейший экзамен также позволяет пользоваться и новыми правами — полновесным правом голоса при решении межплеменных спорных вопросов. 
На Юге страны существует другой, не менее интересный обычай. Девочка, достигшая половой зрелости, прошедшая все положенные испытания, а они – подобны по своей сути, на празднике совершеннолетия(12-13 лет) имеет возможность заполучить любого, понравившегося ей мужчину в мужья. Происходит это следующим образом: 
Мужчины племени в начале праздника исполняют танцы, сексуально привлекательные и возбуждающие девушек, прошедших инициацию и подбирающих из шеренги мужчин будущего супруга. Девушка имеет возможность взять в мужья и ранее женатого мужчину. После ее выбора мужчина оставляет прежнюю семью и создает новую с выбравшей его девушкой. Тот же самый процесс может произойти и на будущий год, когда новая невеста безнаказанно отберет того же мужчину себе в мужья. 
Представляется, этот обычай с элементами матриархата является своеобразным способом регулирования рождаемости и увеличения народонаселения в период продолжительных военных действий. 
В те годы продолжал действовать и обычай «омовения топора»- после битвы или даже непреднамеренного убийства врага африканец уходил в саванну, поближе к располагающимся там соседским поселениям или местам нахождения водных источников, чтобы там найти случайную путницу, девушку незамужнюю или мужнюю жену и принудить ее к близости. По обычаям народов Банту, дама обязана ублажить воина. Дети ,рожденные после подобной встречи , признаются воином родными, забираются в его семью. В периоды военных отношений незамужние женщины, иногда так решают свои семейные проблемы. Зная, что неженатые воины возвращаются с битвы, специально устраивают «любовные» засады для очарования мужчин. В последствие, подобные встречи зачастую перерастают в привязанность и крепкие семейные отношения. 
Рождение альбиноса в семье африканцев считалось дурным знаком, приносящим беду не только родителям, но и всему племени. Веками мганга (целитель, врачеватель, шаман, колдун) проводил обряды очищения далеко в лесу. После подобных обрядов младенец –альбинос обычно погибал. По поверьям африканцев смерть ребенка являлась избавлением от грядущих несчастий. 
По прошествии десятилетий ,уже в двадцатом веке, в городах, более образованных и обеспеченных минимальным вниманием здравоохранения, появившиеся на свет альбиносы выживали. Особенно много альбиносов рождалось на плато в провинции Уила. Не могу утверждать, возможно, расположение местности на высоте двух тысяч метров над уровнем моря и повышенный уровень солнечной радиации влияют на физиологию развития плода, но численность рожденных альбиносов и выживших в Лубангу превышало статистику по стране в те годы. 
Поражало их поведение в привычной обстановке. Они внутренне причисляли себя по праву рождения белокожими к европейцам , и противопоставляли свои персоны и мулатам и чернокожим африканцам, постоянно выказывая свое превосходство. Иногда их поведение провоцировало непонимание и раздражение со стороны соотечественников.