Правда ли, что именно 15 тыс. кубинцев, переброшенных в Анголу в начале ноября 1975 года,  привели МПЛА к власти?

Сколько кубинских военных реально вошло  в  Анголу   в канун провозглашения независимости в ноябре  1975 года, и сколько всего их там было?

Сергей Коломнин

Представители вооруженных сил Кубы появились в Луанде еще весной 1975 года в ответ на просьбу председателя МПЛА помочь в организации военной подготовки бывших партизан. Для изучения обстановки на месте Гавана  направила в Анголу несколько офицеров РВС Кубы.  В июле 1975 года коммерческими авиарейсами через Лиссабон   в Луанду прибыли до 50 военных инструкторов с Острова Свободы. А  в  сентябре 1975 года в ответ на просьбу А. Нето в ЦК компартии Кубы оказать движению помощь в организации воздушных перевозок в Анголу  через Браззавиль прибыли до 15 летчиков и техников ВВС Кубы и кубинской авиакомпании «Cubana».  21 августа 1975 года в Луанде была сформирована небольшая кубинская военная миссия во главе с  полковником[1]  Раулем Диасом Аргуэльясом (Raul Díaz Argüelles), который впоследствии (11 декабря 1975 г.)  погиб в бою с южноафриканскими войсками.

1 и 3 октября  1975 года на самолетах «BristolBritannia»  авиакомпании «Cubana» в Кабинду прибыл первый значительный контингент   кубинских военных инструкторов – 142 человека.  Затем в  контролируемый силами МПЛА город Порто Амбоим (Porto Amboim), расположенный на побережье в континентальной части Анголы, и конголезский порт Пуэнт-Нуар на  кубинских транспортных судах «Vietnam Heroico», «El Corals Islands» и «La Plata» были доставлены еще около трехсот  кубинских военных инструкторов и бригада врачей[2]. «Vietnam Heroico» прибыл в Порто Амбоим 4 октября, «El Corals Islands» пришвартовался там же  7 октября,  а 11 октября  в  конголезский Пуэнт-Нуар  вошло кубинское судно  «La Plata»[3].

Суда с Кубы доставили не только военных инструкторов, но вооружение: 120- и 82-мм минометы, 76-мм  пушки ЗИС-3, 14,5-мм зенитные установки ЗПУ-4, а также более ста единиц автотранспорта. Кроме того, на суда было загружено  топливо. «Vietnam Heroico»  имел на борту 200 тонн топлива в 55-галлонных емкостях. Он шел с открытыми трюмами, чтобы избежать накопления паров и взрыва. «La Plata»  перевозила бензин для автомашин на палубе. Фидель Кастро пришел проводить эти корабли. Ознакомившись с условиями, в которых будут перевозиться войска, он произнес фразу, которая потом стала достоянием истории. «В любом случае, – сказал он, – им будет удобнее, чем тем, кто прибыл на «Гранме»[4].

Было неизвестно, разрешат ли португальские военные, которые до провозглашения независимости контролировали страну, высадку кубинских инструкторов. 26 июля 1975 года Фидель Кастро попросил одного из руководителей Движения вооруженных сил (ДВС), возглавившего португальскую «Революцию гвоздик» в апреле 1974 года, полковника  Отело Сарайва ди Карвалью, находившегося в Гаване, содействовать в получении от правительства Португалии согласия на отправку кубинцев в Анголу. Карвалью обещал помочь, но ответ так и не поступил. Суда были отправлены и прибыли в Анголу без официального согласия правительства Португалии, но кубинцы никаких препятствий при выгрузке со стороны португальских властей не встретили[5].

Когда речь заходит о 15 тысячах кубинских солдат в Анголе накануне независимости, нужно понимать, что источник этой  информации — первое официальное заявление Госдепа США, в котором упоминается о присутствии кубинских войск в Анголе. Но время появления этого заявления – не начало, а  конец ноября 1975 года[6].  А тогда ситуация уже была совсем другая – в разгаре находилась операция «Карлота» по переброске регулярных войск и добровольцев в Анголу.

По утверждению Ф. Кастро[7]  накануне независимости  в Анголе не было регулярных войск Кубы, но находилось  всего 480  кубинских военных инструкторов. Эта информация соответствует действительности.

Правда, здесь не учитываются гражданские летчики, а также состав кубинской военной миссии во главе с  полковником  Раулем Диасом Аргуэльясом, численность которой не превышала 10-15 человек. Таким образом, можно уверено утверждать, что общее число кубинцев в Анголе на стороне МПЛА (военных инструкторов различных специальностей, врачей, летчиков) в канун провозглашения независимости составило немногим более 500 человек[8].

А теперь судите  сами: могли ли всего 500 человек, да еще разбросанных по всей стране, сыграть решающую роль в том, что  МПЛА удержало под контролем несколько провинций и столицу страны с ее более чем миллионным населением?

  Для сравнения приведу такие данные: к середине мая 1975 года только заирские войска, поддерживающие ФНЛА на территории Анголы, насчитывали  1200 человек[9].  А  с декабря 1975 года по январь 1976 года численность заирских солдат, участвовавших в боевых операциях совместно с отрядами ФНЛА  в Анголе, возросла уже  до 4-6 тыс. человек»[10].

Поэтому тезис о том, что «кубинцы привели МПЛА к власти в Анголе» не соответствует действительности. Основной силой стала формируемая МПЛА ангольская армия – ФАПЛА. Безусловно,  кубинские инструкторы помогли МПЛА, но  главной  их целью изначально  являлось не участие в боевых действиях,  а обучение  военных формирований МПЛА — ФАПЛА в четырех центрах революционной подготовки (ЦРП). Их планировалось развернуть в контролируемых  МПЛА  городах: Бенгеле, Энрике-де-Карвалью (Сауримо), Кабинде и  Ндалатандо (бывший город Салазар, в 200 км от Луанды)[11].  С помощью кубинцев началось  формирование и обучение личного состава для 16 пехотных батальонов ФАПЛА и  расчетов для 25  минометных и зенитных батарей[12].

А вот  начавшаяся 7 ноября 1975 года масштабная переброска в Анголу регулярных воинских формирований  с  Кубы  (операция «Карлота»),  которая  явилась, по сути, ответным и, я бы отметил, несколько запоздалым шагом на начало открытой агрессии ЮАР и Заира против Анголы, действительно сыграла решающую роль в отражении иностранной агрессии против независимой Анголы.

 Поздно вечером 9 ноября 1975 года в Анголу в рамках операции «Карлота»  прибыла первая группа регулярных бойцов с Кубы в составе  роты  спецназа МВД численностью 159 человек. Она была доставлена в Луанду из Гаваны на двух самолетах «Bristol-Britannia»  авиакомпании «Cubana».   Бойцы спецназа  летели по маршруту Гавана — Барбадос — Бисау — Браззавиль — Луанда под видом туристов в гражданской одежде с обычными паспортами, выданными на реальные имена. Каждый из них имел при себе небольшой чемоданчик, который вмещал автомат АКС, запасные магазины к нему и несколько гранат. Это было первое подразделение регулярных войск Кубы, прибывшее в Анголу.

Бойцы этой роты спецназа МВД Кубы и несколько десятков кубинских инструкторов приняли участие последнем этапе битвы при Кифангондо[13] (10 ноября 1975 года), который завершился полной победой объединенных сил МПЛА и Кубы. Эта победа позволила отстоять столицу страны Луанду. Там 11 ноября 1975 года, точно в определенный Алворскими соглашениями срок, Агоштиньо Нето от имени МПЛА  провозгласил  независимость страны. При этом из 1300  защитников Кифангондо, которые  остановили наступление объединенных войск ФНЛА и ЗАИРА  на Луанду лишь 200 были кубинцами[14], а остальные – бойцами МПЛА (ФАПЛА).

Затем в Анголу прибыли еще две роты  из специального батальона МВД Кубы (всего батальон насчитывал 650 человек), за ним последовали другие части РВС Кубы и кубинские добровольцы. В  ходе масштабной переброски кубинских войск в Анголу, в которой участвовали кубинские суда и самолеты, а также советские лайнеры  Ил-62 группировка кубинских войск быстро росла.

Кубинский  воинский  контингент, приглашенный правительством МПЛА в целях предотвращения иностранных агрессий,  находился в Анголе с 1975 по 1991 гг.  и  начитывал  разное время  от 40  до 50 тыс. человек.

 С его помощью было отражено не только вторжение войск Заира и ЮАР в Анголу в 1975-1976 гг. (операция ВС ЮАР «Саванна»), но и другие многочисленные акты агрессии против молодого суверенного государства Африки. Кубинские части в той или иной степени участвовали в боях с южноафриканцами при проведении ими на ангольской территории т.н. «операций»: «Джули» (март 1978 г.), «Ринди» (июнь 1980 г.), «Протеа»  (август-сентябрь 1981 г.),  «Дейзи» (ноябрь 1981 г.), «Смоукшелл» (1982 г.), «Аскари» (декабрь 1983 г.) и других более мелких актов агрессии. В 1987-1988 гг. кубинские части участвовали в знаменитой битве при Куито Куанавале.

Поражение в этой битве вынудило режим «апартеида» ЮАР пойти на переговоры, в результате которых  22  декабря 1988 года  в Нью-Йорке было  подписано соглашение о полном выводе южноафриканских войск из Анголы и предоставлении независимости Намибии. Соглашение предусматривало, что и  кубинские войска покинут Анголу.  Вывод кубинских войск был завершен досрочно, уже к 25 мая 1991 года, более чем на месяц раньше  запланированного срока.

Всего с 1975 по  1991 г. в Анголе выполняли интернациональный долг 337 тыс.[15] кубинцев (как военных, так и гражданских), из них в Анголе погибли 2077 человек[16].

Сергей Коломнин

Вице-президент российского Союза ветеранов Анголы

Более подробно по теме можно прочитать:


С.КОЛОМНИН-МЫ СВОЙ ДОЛГ ВЫПОЛНИЛИ! АНГОЛА: 1975-1992

С КОЛОМНИН-РУССКИЙ СЛЕД ПОД КИФАНГОНДО


[1] Посмертно присвоено звание бригадного генерала кубинских РВС.

[2] La Guerra de Angola. Editora Politica, La Habana, 1989, р. 43.

[3] Маркес. Г. Операция «Карлотта». http://www.scepsis.ru/library/id_2026.html

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Выступление Ф. Кастро в честь 30-й годовщины с начала кубинской военной миссии в Анголе и 49-й годовщины высадки с яхты «Гранма» — Дня РВС Кубы, 2 декабря 2005 г.

[8] Чисто формально к этому числу кубинцев можно приплюсовать еще 158 человек из первого регулярного подразделения, переброщенного  с Кубы самолетами в рамках операции Карлота. Но они прибыли в Луанду уже в самый канун провозглашения независимости – вечером 9 ноября 1975 года.

[9] Guimarães F.A. The origins of the Angolan civil war, foreign intervention and  domestic political conflict. Macmillan, London, 1998.

[10] Токарев А. ФНЛА в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе. Институт Африки   РАН, Москва, 2006.

[11] Jorge Risquet Valdes. La Epopeya De Cuba En Africa Negra. Discurso 7 de Julio 2005, La Habana, Teatro del MINFAR.

[12] Jose M. Ortiz. Angola: un abril como Giron. Editora Politica, La Habana, 1979, р. 52.

[13] Подробно  о битве при Кифангондо см.: https://www.veteranangola.ru/main/knigi/kifangongo

[14]Около 80 инструкторов и артиллеристов из расчетов, обслуживавших РСЗО БМ-21, 76-мм пушки,  120-мм минометы и ЗПУ-4 в Кифангондо,  120  военнослужащих спецназа МВД Кубы, занявших позиции во втором эшелоне в районе Какуако, а также несколько  офицеров из состава  командования кубинской военной миссии в Анголе. Источник: La Guerra de Angola. Editora Politica, La Habana, 1989. 

[15] Официальные данные  Музея революции в Гаване (Куба).

[16] Выступление Ф. Кастро в честь 30-й годовщины с начала кубинской военной миссии в Анголе и 49-й годовщины высадки с яхты «Гранма» — Дня РВС Кубы, 2 декабря 2005 г .